В декабрьском номере журнала «Деловая Россия» вышла статья, где соучредитель Дома семейных традиций «Кристиан» Наталья Ямщикова рассказывает о том, как создавалась компания и как генеалогия помогает возрождать традиции.

Наталья Ямщикова: «Любое дело жизни начинается с личной истории»

Каким образом превратить хобби в бизнес? Как понять, что твои увлечения разделяет достаточное количество людей? Как монетизировать любимое дело, чтобы оно приносило не только радость, но и постоянную прибыль? Пять лет назад Наталья Ямщикова, выпускница ИБДА РАНХиГС, обладатель степени Executive MBA Антверпенской школы бизнеса (Бельгия), совместно с партнерами открыла компанию "Дом семейных традиций "Кристиан", чтобы перевести свой интерес к генеалогии в русло бизнес-проекта. В нашем интервью - секреты успеха в необычной, весьма узкой нише, обладающей тем не менее серьезным потенциалом роста.yoom semeyneh tradiciy1yoom semeyneh tradiciy2yoom semeyneh tradiciy3yoom semeyneh tradiciy4

Наталья, как возникла идея заняться генеалогией, с чем это было связано?

Любое собственное Дело начинается с личной истории. Ты доходишь до определенного возраста, и с нескольких сторон начинают возникать вопросы: «Ты вообще про что? В чем твоя суть? Когда стареньким будешь, что ты вспомнишь? Что ты сделал для себя, для семьи, что оставишь своим детям?». И понятно, что история со своим делом – это то, что стучится в сознании очень громко. Параллельно для меня была значима семейная тема: мой дедушка очень весомый, уважаемый человек, а мне все время говорили, что я очень на него похожа по характеру. Он уже ушел из жизни.

Мне показалось, что моя миссия состоит в том, чтобы собрать все, что связано с ним, сохранить и передать память о нем. К тому же у дедушки с бабушкой была нереальная история любви, каких сейчас не встретишь. Мне захотелось все воедино собрать и стать тем самым звеном, которое свяжет прошлое, настоящее и будущее. И получилось, что, с одной стороны, есть моя личная история, с другой стороны, есть вопрос «Ты про что?», а в третьих, я познакомилась с людьми, которые занимались генеалогией. Такой перекресток судьбы случился.

На каком этапе возникло понимание, что на основе этой идеи можно выстроить успешный бизнес?

Сразу возникло. Я вообще быстро принимаю решения, и я нисколько не сомневалась, что проект будет успешным, хотя здравый смысл подсказывает, что это не свечной заводик, не промышленное производство и не торговля абсолютно понятными предметами быта. Изначально передо мной стояла задача не денег заработать, а заниматься тем, что нравится лично мне. А потом я поняла, что это востребовано не только мной.

Я вижу, что с каждым годом появляется все больше людей, которые удовлетворили  свои основные потребности по пирамиде Масслоу: карьера успешная, машина есть, квартира есть, отдыхают, где хотят, и они начинают более глубоко задумываться о своем предназначении, своей роли, в том числе и в семье. С такими вопросами человек идет к старшему поколению, а бабушки-дедушки уходят и с ними уходит огромный пласт памяти. Это довоенное время, война, послевоенный период, большой пласт жизни в Советском Союзе. Это история, которую потом очень тяжело восстановить.

Может быть, сейчас идет некое движение на уровне общества – восстановление корней, истории, ведь в XIX веке более трепетно хранили историю семьи, особенно в дворянских семьях, а потом возник симптом «Иванов, не помнящих родства».

В XIX веке это была данность – знать себя и свой род. Это было как средство психологической гигиены. Потом в связи с политическими событиями помнить свои корни стало опасно. На эту тему недавно проводила исследование известный психолог, автор лучших книг по воспитанию детей Юлия Гиппенрейтер, она выпустила книгу совместно с американским автором «Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях». В этой книге выявлена четкая закономерность: помнить о своем прошлом в сталинский период было опасно.

Для жизни было безопасно не помнить и не знать ничего о своих корнях.
Сейчас мы отошли от этого опасного периода истории. Я вообще считаю, что сегодня многие люди осознали: не помнить то, продолжением чего ты являешься, – это против природы. Мы так созданы: история рода была до нас и будет после нас, мы не конечная точка. И общество сейчас этот интерес поддерживает, на уровне государства, в частности, правительства Москвы, появились программы поддержки семьи. Это очень благодарная история. Все начали понимать, что без этого никуда – это базовые ценности.

Наверное, с этой темой связана и интересная тенденция в психологии – осознавая  силу рода, человек получает больше ресурсов для развития, для преодоления проблем на пути к успеху.

Конечно, я на своем опыте многое осознала: когда изучила глубоко линию отца, когда больше узнала про своего деда, я поняла, почему я стала тем, кто я есть. Все встало на свои места: где был раздрай, он закончился.

Кто интересуется генеалогией, можно ли составить собирательный портрет клиента «Дома семейных традиций»? Насколько тесно это связано с высоким статусом человека?

Это ищущие люди. Понятно, что благоприятное экономическое положение позволяет больше задумываться на такие темы, но напрямую это с деньгами не связано, потому что это больше про зрелость человека и про его внутреннюю задачу, про смыслы.

Можно ли сказать, что человек, который изучает историю своей семьи, гармонизирует свою жизнь?

Человек приходит к нам с конкретной задачей. Он ее не до конца может осознавать, но она через какое-то время все равно выявляется. И когда мы помогаем ему решить эту задачу, а почти во всех случаях мы вместе добиваемся желаемого результата, однозначно это шаг к гармонии. Но чем больше ты в семейную историю погружаешься, тем больше у тебя начинает возникать вопросов в хорошем смысле.  Ты один пласт информационный закрыл, вроде все про себя понял, потом появляется запрос следующего уровня – по отношению к семье, к своим детям. Ты свою задачу решил – гармонизировал свою жизнь, а что происходит с твоими детьми? Какие они?  Как они относятся к этой теме? Ты не можешь заставить близкого человека быть последователем или хранителем рода. Конечно, ты в первую очередь находишь себя, но ты можешь заинтересовать и увлечь своих детей этими исследованиями истории семьи.

Что еще отличает ваших клиентов, есть ли у них какие-то общие черты характера, общие семейные ситуации?

Они все разные. Кто-то действительно хочет понять что-то про себя, понять, почему он такой – это одна история. Вторая история – когда человека сравнивают с родственником, есть главный герой семьи, а если тебя с ним часто сравнивают – это ко многому обязывает. Для людей, которые много думают о том, зачем они пришли в этот мир, история семьи – неотъемлемая часть ответа на этот вопрос. Таких клиентов тоже много, они интересуются историей семьи, потому что хотят все собрать воедино. Даже простой вопрос: «Что подарить тому, у кого все есть?» - иногда приводит людей к нам. Недаром у нас недавно родилась тема «Подарки с историей». Это сертификаты на генеалогическую экспертизу, которая делается перед большим исследованием, это возможность сделать в подарок своим близким древо рода, книги об истории семьи или уникальные вещи, которые будут потом ассоциироваться с историей семьи, - фамильные сервизы на заказ, а также антикварные раритеты или авторские предметы интерьера и быта.

Наталья, а что вы и сотрудники вашей компании говорите тем людям, которые интересуются историей рода, но считают, что отсутствие дворянских корней не дает оснований для серьезных исследований, что крестьяне или купцы в роду – не повод для гордости?

Наш опыт говорит о том, что крестьянская или купеческая родословные могут быть не менее интересны, чем дворянская история семьи. Иногда это дает даже больше материала для исследователей. И к тому же, есть повод задуматься: допустим, у меня в роду не было князей и графов, но если я многого достиг своим трудом и талантом, если я занимаюсь бизнесом, стал известен как творческая личность или как эксперт в своем деле, может, я как раз и стану основателем новой семейной традиции, подниму историю семьи тем самым на новый уровень. Возможно, именно с меня начнется новая веха в истории рода?

Можно ли сказать, что ваша компания способствует возрождению старых традиций и созданию новых?

Я вообще стараюсь зарождать новые традиции везде, где работаю, внедряю новые идеи, тесно связывая их со старым опытом предыдущих поколений. Могу сказать, что компания «Дом семейных традиций «Кристиан» помогает людям вернуть утраченные идеалы наших предков и задуматься о том, чтобы передать своим детям особенное отношение к семейным ценностям. Чем лучше мы храним багаж знаний и воспоминаний наших близких, тем лучше понимаем самих себя и увереннее себя чувствуем.

Беседовала Мария Федоринина